Семинар для учителей и обучающихся, сдающих ОГЭ по информатике
"Задания 13 - 15"
Ведущий: Лазарев Василий Ильич, учитель математики и информатики МБОУ "СОШ №1 им.Н.Н.Яковлева", председатель районного методического объединения учителей информатики.
Дата проведения: 3.04.2023г.
Форма: дистанционная.
Ссылка на трансляцию (Яндекс.Телемост): Ссылка на трансляцию.
Подключение централизованное со школы.
После обеда учителя организуют практическую работу. Необходимо подготовить всем участникам компьютеры с необходимым программным обеспечением.
Обучающимся рекомендуется приходить в школу с тетрадями (блокнотами) и ручками.
Программа (время распределено примерно):
Все пункты рассматриваются на примере одного задания, в зависимости от количества оставшегося времени, можно рассмотреть другие примеры и обсуждать.
09:40 - 10:00 Регистрация участников семинара. Ссылка на форму регистрации.
10:00 - 10:30 Особенности выполнения и оценивания задания 13.1 (текстовый документ)
10:30 - 11:00 Особенности выполнения и оценивания задания 13.2 (презентация)
11:00 - 11:30 Особенности выполнения и оценивания задания 14
11:30 - 12:00 Особенности выполнения и оценивания задания 15.1 (КуМир)
12:00 - 12:30 Особенности выполнения и оценивания задания 15.2 (Python)
14:00 - 15:00 Практическая работа обучающихся по заданиям 13.2, 14, 15.1
15:00 - 16:00 Отправка работ на проверку (учителя).
Скачать КуМир: КуМир (niisi.ru)
Скачать Python: Download Python | Python.org
Задание 13.1 (1)
Используя информацию и иллюстративный материал, содержащийся
в каталоге DEMO-13, создайте презентацию из трёх слайдов на тему «Шиншилла». В презентации должны содержаться краткие иллюстрированные сведения о внешнем виде, ареале обитания, образе жизни и рационе шиншилл. Все слайды должны быть выполнены в едином стиле, каждый слайд должен быть озаглавлен.
Презентацию сохраните в файле, имя которого Вам сообщат организаторы экзамена. Файл ответа необходимо сохранить в одном из следующих форматов: *.odt, *.ppt, *.pptx.
Требования к оформлению работы
1. Ровно три слайда без анимации. Параметры страницы (слайда): экран (16:9), ориентация альбомная.
2. Содержание, структура, форматирование шрифта и размещение изображений на слайдах:
● первый слайд – титульный слайд с названием презентации, в подзаголовке титульного слайда в качестве информации об авторе презентации указывается идентификационный номер участника экзамена;
● второй слайд – основная информация в соответствии с заданием, размещённая по образцу на рисунке макета слайда 2:
• заголовок слайда;
• два изображения;
• два блока текста;
● третий слайд – дополнительная информация по теме презентации, размещённая по образцу на рисунке макета слайда 3:
• заголовок слайда;
• три изображения;
• три блока текста.
На макетах слайдов существенным является наличие всех объектов, включая заголовки, их взаимное расположение. Выравнивание объектов, ориентация изображений выполняются произвольно в соответствии с замыслом автора работы и служат наилучшему раскрытию темы.
В презентации должен использоваться единый тип шрифта.
Размер шрифта для названия презентации на титульном слайде – 40 пунктов, для подзаголовка на титульном слайде и заголовков слайдов – 24 пункта, для подзаголовков на втором и третьем слайдах и для основного текста – 20 пунктов.
Текст не должен перекрывать основные изображения и сливаться с фоном.
Задание 13.1 (2) Самост
в каталоге DEMO-13, создайте презентацию из трёх слайдов на тему «Бордер-колли». В презентации должны содержаться краткие иллюстрированные сведения о внешнем виде, истории породы, темпераменте собак породы бордер-колли. Все слайды должны быть выполнены в едином стиле, каждый слайд должен быть озаглавлен.
Презентацию сохраните в файле, имя которого Вам сообщат организаторы экзамена. Файл ответа необходимо сохранить в одном из следующих форматов: *.odt, *.ppt, *.pptx.
Требования к оформлению работы
1. Ровно три слайда без анимации. Параметры страницы (слайда): экран (16:9), ориентация альбомная.
2. Содержание, структура, форматирование шрифта и размещение изображений на слайдах:
● первый слайд – титульный слайд с названием презентации, в подзаголовке титульного слайда в качестве информации об авторе презентации указывается идентификационный номер участника экзамена;
● второй слайд – основная информация в соответствии с заданием, размещённая по образцу на рисунке макета слайда 2:
• заголовок слайда;
• два изображения;
• два блока текста;
● третий слайд – дополнительная информация по теме презентации, размещённая по образцу на рисунке макета слайда 3:
• заголовок слайда;
• три изображения;
• три блока текста.
На макетах слайдов существенным является наличие всех объектов, включая заголовки, их взаимное расположение. Выравнивание объектов, ориентация изображений выполняются произвольно в соответствии с замыслом автора работы и служат наилучшему раскрытию темы.
В презентации должен использоваться единый тип шрифта.
Размер шрифта для названия презентации на титульном слайде – 40 пунктов, для подзаголовка на титульном слайде и заголовков слайдов – 24 пункта, для подзаголовков на втором и третьем слайдах и для основного текста – 20 пунктов.
Текст не должен перекрывать основные изображения и сливаться с фоном.
Задание 13.2 (1)
Создайте в текстовом редакторе документ и напишите в нём следующий текст, точно воспроизведя всё оформление текста, имеющееся в образце.
Данный текст должен быть набран шрифтом размером 14 пунктов обычного начертания. Отступ первой строки первого абзаца основного текста – 1 см. Расстояние между строками текста не менее высоты одинарного, но не более полуторного межстрочного интервала. Основной текст выровнен по ширине, заголовок и текст в ячейках второго столбца таблицы – по центру, текст в ячейках первого столбца таблицы (кроме заголовка) выровнен по левому краю. В основном тексте и в таблице есть слова, выделенные полужирным шрифтом и курсивом. Ширина таблицы меньше ширины основного текста. Таблица выровнена на странице по центру.
При этом допустимо, чтобы ширина Вашего текста отличалась от ширины текста в примере, поскольку ширина текста зависит от размера страницы и полей. В этом случае разбиение текста на строки должно соответствовать стандартной ширине абзаца.
Интервал между текстом и таблицей не менее 12 пунктов, но не более 24 пунктов.
Текст сохраните в файле, имя которого Вам сообщат организаторы. Файл ответа необходимо сохранить в одном из следующих форматов: *.odt, или *.doc, или *.docx.
Задание 13.2 (2) Самост
Создайте в текстовом редакторе документ и напишите в нём следующий текст, точно воспроизведя всё оформление текста, имеющееся в образце.
Данный текст должен быть написан шрифтом размером 14 пунктов. В тексте и в таблице есть слова, выделенные полужирным шрифтом и курсивом. Отступ первой строки первого абзаца 1 см. Расстояние между строками текста не менее высоты одинарного, но не более полуторного междустрочного интервала. Основной текст выровнен по ширине. В первой строке таблицы и в ячейках второго столбца применено выравнивание по центру горизонтали, в ячейках первого столбца, кроме заголовка – по левому краю. Ширина таблицы меньше ширины основного текста. Таблица выровнена на странице по центру горизонтали.
При этом допустимо, чтобы ширина Вашего текста отличалась от ширины текста в примере, поскольку ширина текста зависит от размера страницы и полей. В этом случае разбиение текста на строки должно соответствовать стандартной ширине абзаца.
Интервал между текстом и таблицей не менее 12 пунктов, но не более 24 пунктов.
Текст сохраните в файле, имя которого Вам сообщат организаторы экзамена. Файл ответа необходимо сохранить в одном из следующих форматов: *.odt, или *.doc, или *.docx.
Задание 14 (1)
В электронную таблицу занесли данные о численности населения городов разных стран. На рисунке приведены первые строки получившейся таблицы.
В столбце A указано название города; в столбце B–– численность населения (тыс. человек); в столбце C–– название страны.
Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 городов. Порядок записей в таблице произвольный.
Выполните задание.
Откройте файл с данной электронной таблицей (расположение файла Вам сообщат организаторы экзамена). На основании данных, содержащихся
в этой таблице, выполните задания.
1.Какова суммарная численность населения в приведённых в таблице городах России? Ответ на этот вопрос с точностью до одного знака после запятой (в тыс. человек) запишите в ячейку F2.
2.Сколько городов среди представленных в таблице имеют население не менее миллиона человек? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку F3 таблицы.
3.Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение количества городов Испании, Италии и Франции, представленных
в таблице. Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6. В поле диаграммы должны присутствовать легенда (обозначение, какой сектор диаграммы соответствует каким данным) и числовые значения данных, по которым построена диаграмма.
Полученную таблицу необходимо сохранить под именем, указанным организаторами экзамена.
Задание 14(2) Самост
В электронную таблицу занесли результаты мониторинга стоимости бензина трёх марок (92, 95, 98) на бензозаправках города. На рисунке приведены первые строки получившейся таблицы.
В столбце A записано название улицы, на которой расположена бензозаправка, в столбце B–– марка бензина, который продаётся на этой заправке (одно из чисел 92, 95, 98), в столбце C–– стоимость бензина на данной бензозаправке (в рублях, с указанием двух знаков дробной части). На каждой улице может быть расположена только одна заправка, для каждой заправки указана только одна марка бензина. Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 бензозаправок. Порядок записей в таблице произвольный.
Откройте файл с данной электронной таблицей (расположение файла вам сообщат организаторы экзамена). На основании данных, содержащихся в этой таблице, выполните задания.
1.Какова минимальная цена бензина марки 95? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку F2 таблицы.
2.Сколько бензозаправок продаёт бензин марки 95 по минимальной цене в городе? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку F3 таблицы.
3.Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение количества бензозаправок, продающих бензин дешевле 46 рублей за литр, от 46 до 50 рублей за литр включительно и дороже 50 рублей за литр. Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6. В поле диаграммы должны присутствовать легенда (обозначение, какой сектор диаграммы соответствует каким данным) и числовые значения данных, по которым построена диаграмма.
Полученную таблицу необходимо сохранить под именем, указанным организаторами экзамена.
Задание 15.1 (1)
Исполнитель Робот умеет перемещаться по лабиринту, начерченному на плоскости, разбитой на клетки. Между соседними (по сторонам) клетками может стоять стена, через которую Робот пройти не может.
У Робота есть девять команд. Четыре команды –– это команды-приказы:
вверх вниз влево вправо
При выполнении любой из этих команд Робот перемещается на одну клетку соответственно: вверх ↑, вниз ↓, влево ←, вправо →. Если Робот получит команду передвижения сквозь стену, то он разрушится.
Также у Робота есть команда закрасить, при которой закрашивается клетка, в которой Робот находится в настоящий момент.
Ещё четыре команды –– это команды проверки условий. Эти команды проверяют, свободен ли путь для Робота в каждом из четырёх возможных направлений:
сверху свободно снизу свободно слева свободно справа свободно
Эти команды можно использовать вместе с условием «eсли», имеющим следующий вид:
если условие то
последовательность команд
все
Здесь условие –– одна из команд проверки условия.
Последовательность команд –– это одна или несколько любых команд-приказов.
Например, для передвижения на одну клетку вправо, если справа нет стенки и закрашивания клетки, можно использовать такой алгоритм:
если справа свободно то
вправо
закрасить
все
В одном условии можно использовать несколько команд проверки условий, применяя логические связки и, или, не, например:
если (справа свободно) и (не снизу свободно) то
вправо
все
Для повторения последовательности команд можно использовать цикл «пока», имеющий следующий вид:
нц пока условие
последовательность команд
кц
Например, для движения вправо, пока это возможно, можно использовать следующий алгоритм:
нц пока справа свободно
вправо
кц
Выполните задание.
На бесконечном поле имеется лестница. Высота подъема лестницы неизвестна. Сначала лестница поднимается вверх, затем спускается вниз. Высота спуска также неизвестна. Высота и ширина каждой ступени –– одна клетка. Робот находится под нижней ступенькой у левого края лестницы.
На рисунке указан один из возможных способов расположения лестницы и Робота. Робот обозначен буквой «Р».
Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные под ступенями лестницы. Требуется закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию. Например, для приведённого выше рисунка Робот должен закрасить следующие клетки (см. рисунок):
Конечное расположение Робота может быть произвольным. Алгоритм должен решать задачу для произвольного размера поля и любого допустимого расположения лестницы. При исполнении алгоритма Робот не должен разрушиться.
Алгоритм может быть выполнен в среде формального исполнителя или записан в текстовом редакторе.
Название файла и каталог для сохранения Вам сообщат организаторы экзамена.
Задание 15.1 (2) Самост
Исполнитель Робот умеет перемещаться по лабиринту, начерченному на плоскости, разбитой на клетки. Ниже приведено описание Робота. У Робота есть четыре команды перемещения:
вверх
вниз
влево
вправо
При выполнении любой из этих команд Робот перемещается на одну клетку
соответственно: вверх ↑, вниз ↓, влево ←, вправо →.
Между соседними (по сторонам) клетками может стоять стена, через которую Робот пройти не может. Если Робот получит команду передвижения через стену, то он разрушится.
Четыре команды проверяют истинность условия отсутствия стены у каждой стороны той клетки, где находится Робот:
сверху свободно
снизу свободно
слева свободно
справа свободно
Эти команды можно использовать вместе с условием «eсли», имеющим следующий вид:
если условие то
последовательность команд
все
«Последовательность команд» –– это одна или несколько любых команд, выполняемых Роботом. Например, для передвижения на одну клетку вправо, если справа нет стенки, можно использовать такой алгоритм:
если справа свободно то
вправо
все
В одном условии можно использовать несколько команд проверки условий, применяя логические связки и, или, не, например:
если (справа свободно) и не (снизу свободно) то
вправо
все
Для повторения последовательности команд можно использовать цикл «пока», имеющий следующий вид:
нц пока условие
последовательность команд
кц
Например, для движения вправо, пока это возможно, можно использовать следующий алгоритм:
нц пока справа свободно
вправо
кц
Также у Робота есть команда закрасить, закрашивающая клетку, в которой Робот находится в настоящий момент.
Выполните задание.
На бесконечном поле имеется лестница. Сначала лестница поднимается вверх слева направо, потом опускается вниз также слева направо. Правее спуска лестница переходит в горизонтальную стену. Высота каждой ступени 1 клетка, ширина –– 1 клетка. Количество ступенек, ведущих вверх, и количество ступенек, ведущих вниз, неизвестно. Между подъемом и спуском ширина площадки 1 клетка. Робот находится в клетке, расположенной в начале подъема.
На рисунке указан один из возможных способов расположения стен и Робота (Робот обозначен буквой «Р») .
Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные непосредственно над лестницей. Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию. Например, для приведённого выше рисунка Робот должен закрасить следующие клетки (см. рисунок).
Конечное расположение Робота может быть произвольным. Алгоритм должен решать задачу для бесконечного поля и любого количества ступеней. При исполнении алгоритма Робот не должен разрушиться.
Задание 15.2 (1)
Введите с клавиатуры 5 положительных целых чисел. Вычислите сумму тех из них, которые делятся на 4 и при этом заканчиваются на 6. Программа должна вывести одно число: сумму чисел, кратных 4 и оканчивающихся на 6.
Пример работы программы:
Входные данные: Выходные данные:
12 52
16
36
26
20
Задание 15.2 (2) Самост
Введите с клавиатуры 8 положительных целых чисел. Определите, сколько из них делятся на 3 и при этом заканчиваются на 4. Программа должна вывести одно число: количество чисел, кратных 3 и оканчивающихся на 4.
Пример работы программы:
Входные данные: Выходные данные:
12 4
14
24
54
44
33
84
114
Количество обучающихся 9 класса, сдающих ОГЭ по информатике в 2023г:
МБОУ "СОШ №1" - 6
МБОУ "СОШ №2" - 10
МБОУ "СОШ №4" - 1
МБОУ РГ "Эврика" - 10
МБОУ "Абагинская СОШ" - 5
МКОУ "Дельгейская СОШ" - 1
МБОУ "Кыллахская СОШ" - 8
МБОУ"1-Нерюктяйинская СОШ" - 1
МБОУ "2-Нерюктяйинская СОШ" - 8
МКОУ "Саныяхтахская СОШ" - 1
МКОУ "Солянская СОШ" - 1
МБОУ "Токкинская ШИСОО" - 8
МБОУ "Урицкая СОШ" - 3
МБОУ "Хоринская СОШ" - 2
МБОУ "Юнкюрская СОШ" - 11
МКОУ "Киндигирская ООШ" - 1
МБОУ "Олбутская ООШ" - 3
Итого: 80 обучающихся
Из них в
ППЭ 464: 44
ППЭ ХХХ: