Образовательная инициатива Республики Саха (Якутия) – 2030

316A6739_0

Одобрена XIII Съездом учителей и педагогической общественности

Республики Саха (Якутия)

«Образование и общество: интеграция во имя ребенка»,

октябрь 2015г.

Образовательная инициатива Республики Саха (Якутия) – 2030

«Образование, открытое в Будущее»

На современном этапе общественного и экономического развития на темпы научно-технического и социально-экономического прогресса оказывает способность государства и общества обеспечивать развитие и реализацию человеческого потенциала граждан. Воспроизводство человеческого капитала и развитие человеческого потенциала - стратегия государственной политики. Образование в Республике Саха (Якутия) рассматривается как ресурс социального благополучия граждан, эффективно работающей экономики и растущей инвестиционной привлекательности региона.

Сфера образования Республики Саха (Якутия) динамично развивалась в контексте модернизации общероссийской системы образования современной России с учетом региональных особенностей, в т.ч. уникальности природно-климатических условий, социокультурной составляющей и способов жизнеобеспечения.

Участие республики в федеральных проектах в 2005-2015 годы, таких как Приоритетный национальный проект «Образование», Комплексный проект модернизации системы образования, Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» позволило получить принципиальные и основополагающие результаты и эффекты:

  • принцип нормативного финансирования образовательных организаций общего образования в зависимости от численности граждан, проживающих в населенном пункте, в котором находится данная образовательная организация, что позволило повысить доступность и качество образования получаемого детьми, а так же эффективность расходования средств регионального бюджета на образование;
  • стимулирующие принципы в оплате труда педагогических работников образовательных организаций. В зависимости от детских результатов, показателей качества самообразования педагогов, количества затрачиваемого труда были достигнуты оптимальные значения в дифференциации оплаты труда педагогических работников, что позволило повысить заинтересованность педагогов в результатах своего труда и в последующем повысить конкурентоспособность профессии учителя на рынке труда Республики Саха (Якутия);
  • принцип самостоятельности образовательных организаций в формировании образовательных программ и их ресурсного обеспечения в условиях нормативного финансирования, что позволило за 4 года до начала введения федеральных государственных образовательных стандартов уровней общего образования обеспечить готовность образовательных организаций к нововведениям и предоставить возможности получения качественного образования обучающимся независимо от места проживания; заложить основы для формирования механизмов независимой оценки качества образования в общем образовании;
  • современные требования к инфраструктуре сферы образования. Доля школьников, которым предоставлены от 70 до 100% современных условий получения образования в Республике Саха (Якутия), удвоилась к 2014 году по сравнению с 2007 годом;
  • механизмы расширения участия общественности в управлении образованием. Школа, став более открытой, стимулирует интерес граждан к участию в формировании основных образовательных программ и содействию в создании условий для их реализации.

Проведенные преобразования позволили Республике Саха (Якутия) быть готовой к решению ряда задач, поставленных перед системой образования с 2010 федеральным центром:

поэтапное введение федеральных государственных образовательных стандартов уровней общего образования (2010-2020 годы);

модернизация дошкольного и дополнительного образования - повышение уровня его доступности и качества (2012-2018 годы);

повышение престижности профессии учителя и обеспечение повышения качества и производительности его труда (в рамках реализации майских указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года) (2012-2018 годы);

совершенствование финансово-экономических механизмов обеспечения качества общего (включая дошкольное) и дополнительного образования детей: отработка и реализация механизмов государственного (муниципального) задания, эффективного контракта (2011-2018 годы).

Необходимо переосмысление стоящих перед республикой задач с целью использования потенциала системы образования как локомотива позитивных социо-культурных и экономических изменений в Республике Саха (Якутия) на долгосрочную перспективу до 2030 года.

В связи с этим, основное назначение Образовательной инициативы Республики Саха (Якутия) до 2030 года – обеспечить постановку перспективных личностно и общественно значимых, ожидаемых целей социального, культурного и экономического развития республики через образование. Широкое обсуждение и постановка таких целей позволит синхронизировать созидательные усилия государства, общества и каждого гражданина по обеспечению роста социального, культурного и экономического благосостояния республики и ее жителей.

Цель системы образования Республики Саха (Якутия) до 2030 года –становление каждого гражданина республики в качестве субъекта собственной социально значимой деятельности, способного принимать решения в ситуациях выбора, готового взять на себя ответственность.

Показателями, свидетельствующими о становлении сферы образования, нацеленной на развитие человеческого потенциала должны стать:

обучающийся 14-15-ти лет - субъект собственной образовательной деятельности;

образовательные организации - субъекты образовательной политики;

общество (в первую очередь родители) - субъект образовательной политики региона, муниципалитета, образовательной организации.

В этих условиях наша задача - формирование открытого образования, создание образовательного пространства, доступного любому желающему и обеспечивающего образование в ритме, удобном обучающемуся, предполагающего формирование со-общества, где образование реализуется в сетевом взаимодействии на принципах кооперации и деятельностного обучения.

Открытость образования в социокультурном аспекте рассматривается как отражение открытости общества: толерантности, готовности людей к диалогу культур, позиций, идей и т.п. Это предполагает серьезное и целенаправленное обучение основам национальных, социальных культур, поликультурализма с привлечением культурных, научных, образовательных, профессиональных, гражданских, семейно-бытовых ресурсов.

Открытое образование - гибкая и доступная система, успевающая удовлетворять быстро меняющиеся потребности общества, образование, «открытое в будущее», когда «весь мир становится образованием».

Принципы:

1.Образование через всю жизнь.

2.Образовательная среда с высокой интенсивностью различных форм социального и образовательного партнерства.

3.Кооперация образовательных ресурсов и свободный доступ к ним.

4.Общественно-государственные формы управления и межведомственное взаимодействие.

5.Активное участие обучающихся в формировании собственной индивидуальной образовательной программы. Свобода выбора времени, темпа обучения, выбора места обучения.

  • Образование, открытое в будущее
Основная идея – создание условий для получения каждым гражданином Республики Саха (Якутия) индивидуального образования при условии сохранения единого образовательного пространства республики и Российской Федерации и сохранении массовости дошкольного, общего и дополнительного образования детей. 
Основные направления Образования, открытого в будущее:
1.«Детский сад без границ» 

Цель дошкольного образования - создание пространства для деятельности ребенка и сопровождение его индивидуального развития, благоприятной социализации и усвоения ключевых компетенций в условиях свободы выбора деятельности. Основные характеристики:

индивидуальный образовательный маршрут ребенка с учетом склонностей, интересов детей, потребностей родителей;

- открытость образовательного пространства, которое не замыкается групповой организацией; учитывает этнокультурные и языковые особенности; создается в виде мастерских, лабораторий, музеев, лекотек, спортивных площадок и т.д.

При такой организации дошкольного образования востребованными станут такие специалисты как игромастер (специалист, обладающий определенными видами ремесла и образовательными технологиями) и тьютор.

Для детей до 3 лет будет реализован проект «Раннее развитие детей», в соответствии с которым должны предоставляться услуги психолого-педагогического сопровождения семейного образования и раннего развития детей с внутриутробного периода, что требует перехода от принципа «образование вне семьи» к принципу «семья собирается через образование».

Также усилия будут направлены на создание современной инфраструктуры детского сада. Новая инфраструктура детского сада воплощает идеи свободной детской деятельности, многофункциональность, трансформируемость оборудований, учет климатогеографических и этнокультурных особенностей региона. 

Механизмами реализации станут:

- внедрение полилингвального (якутский, русский и иностранный языки) средового подхода в реализацию программ дошкольного образования;

- уход от группового принципа деления контингента дошкольников внутри детского сада, формирование свободно-конструируемых детских сообществ под инициативы и потребности детей дошкольного возраста в течение дня;

- стимулирование негосударственного сектора для расширения спектра услуг дошкольного образования;

- разработка единого норматива на индивидуальное образование в дошкольном образовании;

- создание мотивирующей интерактивной развивающей среды в дошкольных образовательных организациях, направленной на индивидуализацию образования;

- внедрение института игромастеров и тьюторов, в т.ч. для сопровождения детей с ОВЗ;

- организация центров перинатального развития, школ для будущих мам по развитию детей с внутриутробного периода с использованием ресурсов дошкольных образовательных организаций;

- разработка программ дополнительного профессионального образования по методикам раннего развития детей, переподготовка воспитателей для работы с детьми раннего возраста;

- разработка профессиональных образовательных программ дошкольного образования по периодам развития детей (ранний возраст, дошкольный возраст, предшкольный период);

- создание региональной сети консультативно-методических центров, центров поддержки семейного воспитания, служб ранней помощи, центров игровой поддержки ребенка, патронатных служб.

2.«Открытая школа»

Цель общего образования: ученик - субъект собственной образовательной и социально-значимой деятельности (творческой, профессиональной, общественной). Формула субъектности определяется выражением «человек есть цель и средство самого себя». Образовательная программа ученика должна быть индивидуальной (ИОП): он выбирает место учебы, у кого учиться, в каком темпе в соответствии со своими возможностями, в том числе дети с ограниченными возможностями, одаренные дети.

Для достижения цели необходимо создание образовательной системы, открытой во внешнюю среду, предусматривающей выход за рамки образовательной программы и занятий. Ресурс общего образования – видовое разнообразие образовательных программ, предлагаемых образовательными организациями, а также интеллектуальные и творческие ресурсы любых профессионалов, чья деятельность интересна детям разных возрастов, разных увлечений. Например, инженеры и техники, полицейские и юристы, музыканты и искусствоведы, художники и актеры и др. И тогда школьники станут своими людьми не только в музеях, но за кулисами театров, в заводских и научных лабораториях, в студиях скульпторов и дизайнеров.

Основной поток обмена ресурсами должен быть направлен из внешней среды в образовательную систему. Образовательные программы не будут ранжироваться на основные и дополнительные.

Также будут развиваться модели школ, реализующих разные образовательные программы. Будут созданы условия для полноценной профессиональной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через систему обучения и практик, получения полноценного профессионального образования. Будут разработаны действенные механизмы повышения заинтересованности работодателей в обучении школьников (формы поддержки).

В целях подготовки будущей интеллектуальной элиты Республики Саха (Якутия) будет усовершенствована система поиска и поддержки талантливых детей.

Основной формой станет сетевое образование в открытом, доступном информационном пространстве, реализующееся в соответствии с идеей «Учиться и развиваться - исследуя, пробуя, творя, создавая».

Механизмами реализации станут:
- формирование сети образовательных организаций, реализующих индивидуальные образовательные программы учащихся. «Стирание» границ между общим и дополнительным образованием; 
- переход от унифицированных образовательных программ, рассчитанных на «среднего» ученика, к сетевым индивидуальным образовательным программам, которые реализуются несколькими организациями, в том числе и не школами (колледжи, вузы, учреждения культуры и спорта, некоммерческие организации, физические лица-индивидуальные предприниматели);
- создание финансово-экономических механизмов обеспечения получения индивидуального образования, в т.ч. формирование единого норматива финансирования индивидуальной образовательной программы учащегося без деления на получение дошкольного, школьного и дополнительного образования детей (сетевой норматив);
- формирование системы оплаты труда педагогов на принципах эффективного контракта независимо от места их основной работы;
- развитие негосударственного сектора в сфере общего образования; 
  • -разработка и апробация эффективных моделей с учетом потребностей социокультурной среды и инфраструктуры производства (создание ресурсных центров по направлениям, в т.ч. совместно с производственными и бизнес-структурами).
  • 3.«Педагог Открытого образования»

Открытое образование подразумевает нового педагога. Профессиональная позиция педагога должна быть направлена на построение индивидуальных образовательных траекторий обучающихся. Необходимо обеспечение условий для развития кадрового потенциала, которая должна осуществляться на комплексной основе, объединяющей новые подходы в подготовке, повышении квалификации. Модель непрерывного педагогического образования будет выстроена с целью формирования педагога, субъекта социально-значимой деятельности.

В основе данной модели - принципы практикоориентированности и сетевого взаимодействия, когда в процессе подготовки педагогов равными партнерами становятся вуз и школа, детские сады, организации дополнительного образования и другие заинтересованные организации.

Организация профессионального педагогического образования должна строиться на принципах дуального образования. Внедрение дуальной системы образования в профобразовании позволит совместить в учебном процессе теоретическую подготовку и получение профессиональных навыков студентами за счет обучения в реальных условиях учебно-воспитательного процесса в базовых образовательных организациях (лучшие детские сады, школы, организации дополнительного образования), что позволит обеспечить компетентностный подход. В педагогических колледжах будут внедрены образовательные программы прикладного бакалавриата.

Система работы по адаптации молодых педагогов будет совершенствоваться через развитие практики наставничества; моделирование дорожной карты профессионального роста, предусматривающей выявление проблемных зон; определение путей восполнения дефицитов; стажировку в сетевых базовых учреждениях или у сетевого педагога-наставника (по выбору).

Деятельность системы дополнительного профессионального образования будет включать адресные формы повышения квалификации, реализацию индивидуальных образовательных программ повышения квалификации каждого педагога. Будет совершенствоваться система независимой оценки профессиональных компетенций педагогов, продолжиться реализация комплекса мер, направленных на повышение социального статуса педагога и престижа учительской профессии.

Механизмами реализации станут:

- формирование современных баз практик для подготовки специалистов, реализующих сетевые индивидуальные образовательныы программы обучающихся;

- внедрение дуального педагогического образования, в т.ч. совершенствование моделей подготовки педагогических кадров на основе сетевого взаимодействия колледжей, вузов, развитие магистерских программ по педагогическому образованию, обеспечение стажировок студентов колледжей и вузов, получающих квалификацию для работы с детьми, в различных видах деятельности, расширяющих представления об образовательных ресурсах (моделирование, крауд-сорсинг, волонтерство и др.), которые могут потенциально обеспечивать реализацию сетевых индивидуальных программ обучающихся;

- усиление профессиональной компетентности тьютора педагогических работников, участвующих в реализации сетевых индивидуальных образовательных программ обучающихся.

- разработка гибкой модели многоуровневой и многоканальной переподготовки и повышения квалификации управленческих и педагогических кадров, предусматривающей индивидуальные образовательные программы повышения квалификации, включающей новые формы, практики, механизмы сетевого взаимодействия организаций среднего, высшего и дополнительного профессионального образования;

- открытие конкурентного рынка услуг дополнительного профессионального образования.

  • 4.«Образовательная среда Открытого образования»

Условием функционирования Открытого образования является открытое образовательное пространство, помогающее развивать личное знание каждого, позволяя выстроить ту образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствовала бы образовательным способностям и потребностям обучающегося, независимо от его местонахождения. Будет организована открытая информационно-образовательная среда для навигации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся. При этом каждый пользователь должен иметь возможность изменения уже существующего контента.

Внедрение новых образовательных технологий подразумевает изменение подхода к процессу обучения, появлению новых методик, появлению "цифровой педагогики".

Механизмами реализации станут:

- приведение инфраструктуры в соответствие современным мировым стандартам, в т.ч. обеспечение доступа любого гражданина республики к сети Интернет и другим средствам телекоммуникаций для решения образовательных задач;

- внедрение автоматизированной информационно-образовательной системы регионального учета контингента детей от детского сада до профессионально-технического училища с сохранением истории перемещения между учебными заведениями и муниципальными образованиями;

- внедрение автоматизированной информационной системы для комплексного перевода в электронный вид учета успеваемости обучающихся в образовательных учреждения, позволяющей формировать статистическую и аналитическую отчетность на уровне образовательной организации, муниципалитета и региона, а также общеекоммуникационное пространство всех участников образовательной деятельности;

- реализация проекта «Большая школа» (электронная платформа персонифицированного обучения школьников);

- использование игровых моделей для построения образовательных траекторий;

- использование в образовательном процессе индивидуальных мобильных устройств (по принципу проекта BYOD – «Принеси свое устройство»)с помощью технологий «перевернутого класса», «персонального обучения» и т.п.

  • 5.Управление качеством в Открытом образовании невозможно без скрупулезного анализа, отслеживания результатов, т.е. осуществления оценки качества образования. Необходим переход от модели контроля качества к модели обеспечения качества образования, предусматривающей выстраивание системы оценки качества, имеющей не только государственную, но и общественную составляющую. Это позволит сформировать единое образовательное пространство, обеспечить открытость объективной информации; повысить уровень информированности потребителей образовательных услуг (по продолжению образования или трудоустройству); принимать обоснованные управленческие решения по повышению качества образования органами управления образованием различных уровней.

Мониторинг качества образования должен представлять собой мобильную информационную систему, предназначенную для обеспечения эффективного стратегического управления развитием региональной системы образования. В структурно-содержательном плане может проводиться мониторинг образовательных условий, образовательных возможностей, образовательных и социальных результатов образования.

Механизмами реализации станут:

  • создание системного интегратора для эффективного управления;

- определение показателей качества образования на региональном уровне;

- расширение общественного участия в образовании, в т.ч. различных профессиональных ассоциаций и экспертных сообществ;

- стимулирование и поддержка многообразия экспертных групп;.

- расширение роли местных сообществ и родителей в формировании заказа системе образования на реализацию сетевых индивидуальных образовательных программ учащихся.

Механизмами реализации станут проекты, программы. Направления деятельности будут осуществляться в рамках Государственной программы развития образования Республики Саха (Якутия) на соответствующий период.

Образовательная инициатива 2030

11
Будни метотурнира
Солянка - Алдан
 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
18.02.2020

Лазарев Василий Ильич

Учитель математики и информатики МБОУ "СОШ №1 им. Н.Н.Яковлева" Олекминского района республики Саха (Якутия)

Календарь моих записей

Подождите минутку, пока генерируется календарь

Напишите мне

Свои контактные данные можете добавлять прямо в сообщении.

Полезные ссылки

Архив записей

марта
апреля
мая
июня
июля
августа
сентября
октября
ноября
декабря
января
февраля
марта
апреля
мая
июня
июля
августа
сентября
октября
января
февраля
марта
апреля
июля
августа
сентября
октября
декабря
января
февраля
апреля
мая
июня
июля
августа
октября
ноября
© 2017 Лазарев Василий Ильич

Меню пользователя